Тюрина Екатерина Евгеньевна, воспитатель

Проект "Зимушка-Зима" в старшей группе




639f4f86a69082f974c657f1b5f42c22.jpg

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации:  декабрь, январь, февраль 2016-2017г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!"

Задачи:

· Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

· Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

· Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

· Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

· Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

· Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

· Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

· Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

· Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

Ожидаемый результат:

· приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища

· повышение познавательной активности

· усвоение необходимых знаний о зиме

· формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

. Формы реализации проекта:

· Занятия.

· Беседы.

· Наблюдения.

· Досуговая  деятельность.

· Игровая деятельность.

· Исследовательская деятельность.

· Продуктивная деятельность детей. 

· Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный

· Создание необходимых условий для реализации проекта.

· Разработка и накопление методических материалов.

· Создание развивающей среды.

· Подбор художественной литературы по теме.

· Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический):

Дидактические игры:

· «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

· «Кто что делает зимой»

· «Найди по следу»

· «Найди такую же снежинку»

· «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

·  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)

· «Времена года»

· «Узнай по описанию»

· «Зимние запасы»

· «Найдите и покормите зимующих птиц»

·  «Когда это бывает»

· «Что сначала, что потом»,

· «Зимние виды спорта».

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Сюжетно-ролевые игры:«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Зимние виды спорта»

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Физическое развитие: зимние виды спорта: «Лыжи», «Санный спорт», «Хоккей»

7d780c80b338e8d05deee9da1a89f654.jpg

Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.

Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей»,

«Зимующие птицы».

5aef0f156f8e6c6e2674080a3bcbe50d.jpg

Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).

Беседы:

· «Как живут птицы зимой»,

· «Встреча с зимой»,

· «Зима в нашем крае», 

· «Почему мне нравится зима».

· «Как звери в лесу зимуют».

· «Как зимуют домашние животные»

· «Как человек помогает зимой животным в лесу».

· «Почему скрипит снег?»

· «Помоги птицам».

· «Зачем зимой снег»

· «Осторожно! Зимние травмы»

· «Как заботиться о здоровье зимой».

· «Откуда идёт снег» 

Наблюдения:

·  за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

· за красотой и богатством зимних красок

· за птицами

· за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер.

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.

433a215727da5dc240ae35c93c6310eb.jpg

Чтение художественной  литературы:

· Н. Сладков «Суд над декабрём»

· В. Одоевский «Мороз Иванович»

· С. Иванов «Каким бывает снег»

· Е. Трутнева «Первый снег»

· К. Бальмонт «Снежинка»

· Г.Снегирёв «Про птиц»

· Н Сладков «Еловая каша»

· В.Зотов «Клёст», «О птицах»

· В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

· С.Маршак «Двенадцать месяцев»

· Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

·  Загадки о зимних явлениях в природе

· Пословицы и поговорки о зиме.

Рассказывание детей по темам:

· «Приметы зимы»,

· «Кому нужна зима»,

· «Если бы не было зимой снега…».

· Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Непосредственно образовательная деятельность.

Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром:

«Зима в лесу»;

f763a52cf18a6a3e26538b4561b41be3.jpg

интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

083853e4cbf6ef7e5fc00b4510dd95de.jpg

Трудовая деятельность:

· Заготовка корма для птиц

· Подкармливание птиц.

· Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

· С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

· Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

· Расчистка дорожек от снега.

· Постройка из снега.

Творческая мастерская.

· Вырезывание снежинок.

· Коллективная работа «Мой город зимой»

88578c412f4317d9d82ffc8b48ebb721.jpg

· Оформление макета «Зима»

· Лепка снежинки

Лепка «Деревья в снегу»

5ff229bb84dbbb17be3a58cd45426bfb.jpg

Лепка «Зайчик в шубке белой»

bfd318c0d0128c88526c0c0203e546fd.jpg

Поделка «Варежки»

75680ac1bad75f1a033b8387300e5b74.jpg

Лепка «Снегурочка»

8475221ca3260495f2d1aecc4afd8b86.jpg

· Рисование «Елки»

· Рисование: «Зимние деревья».

3895f38968de035789c76a61ee359759.jpg

· Рисование : «Валенки»

· Рисование «Снежинки - балеринки»

· Коллективная работа «Снегири»

Коллективная аппликация «Зимняя дорога»

5c9bc3ff9bd115bef43949e1fb5f6871.jpg

85d741508f947d7ea49bb3470664a581.jpg


Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза», «Синичка на ветке»

Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке», 

«Снеговик»

c3ae77c1ee0b830cd7aba1e94bcdd32b.jpg

Слушание музыкальных произведений:

«Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы..»; «Весёлая зима»; «Раз морозною зимой»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского музыка, разучивание песен.

Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

Работа с родителями:

· «Супер столовая  для птиц" -  изготовление кормушек для птиц.

· Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».

· Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».

· Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»

· Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»

· Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»

· Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»

· Конкурс семейных новогодних поделок,

· Организация выставок детских работ.

Результаты проектной деятельности:

· Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

· познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

· овладели расширенным словарным запасом;

· имеют представление о природе родного края;

· знакомы с правилами безопасного поведения на природе;

· разработаны рекомендации для родителей.

III этап – заключительный.

Конкурс новогодних поделок.

Новогодний утренник.

Открытое занятие для родителей «На помощь к Снежной Королеве»

Итоговое досуговое мероприятие  «Зимушка-зима»

7d3e98be4906b4f385f68ffa5016040e.jpg

"Новогодний утренник"


07f820d432d79ac96041932b45cc0db3.jpg.

Открытое занятие для родителей «На помощь к Снежной Королеве»


Итоговое досуговое мероприятие  «Зимушка-зима»

63654afcac207002e4b85e57e1900687.jpg


Ведущая:

Сегодня у нас праздник, а праздник не совсем обычный, веселый, озорной. Мы собрались, чтобы встретить Зимушку. Дети, а вы любите зиму? За что вы ее любите? (ответы детей). А хотите, чтобы Зимушка-зима пришла к нам на праздник? Тогда давайте дружно ее позовем.

Все вместе:

Зима, зимушка, зима

Приходи на праздник к нам!

Ведущая:

Не слышит Зима, далеко, наверное, она.

Давайте еще раз ее позовем.

Все зовут: Зима, зимушка, зима

Приходи на праздник к нам!

Ведущая:

Не идет Зима к нам в гости. Не слышит нас. Что же делать? Придумала! Дети, давайте закроем глазки и представим, что в воздухе кружатся снежинки и тихонечко опускаются нам на ладошки.

«Танец снежинок»

Мы белые снежинки-

Посланники Зимы.

От снежной милой зимушки

Мы весть вам принесли.

(Отдают ведущей снежинку, к которой прикреплено послание от Зимы).

Ведущая (читает):

«Здравствуйте, ребятки!

Напишу все по порядку.

Не могу пока прийти,

Задержалась я в пути.

Все леса, сады и парки

Нужно мне укрыть снежком.

Уложить спать косолапых

И все реки сковать льдом.

Чтобы долго не пришлось вам ждать

Нужно все мои секреты разгадать.»

Первый секрет – отгадайте мои загадки.

Ведущая читает детям загадки про зиму (подобрать, учитывая возраст детей).

Все его зимой бояться-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки , нос,

Ведь на улице……………. мороз

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь  босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный…….. снег

Дети лепят из снежка

Во дворе…. ………………Снеговика

Возле ёлки в новый год водят дети….. ….хоровод

С неба падают зимой и кружатся надо мной

Лёгкие пушинки, белые….. ………………снежинки

Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нём.

Нос приделали  и вмиг получился… ……. снеговик 

Второй секрет — 

Слепите, дети, снежный шар,

Потом поменьше парочку.

Затем поставьте ком на ком

И кто-то выйдет вам знаком.

Глазки сделайте с угля,

Из морковки носик.

Ну а шляпу – из ведра.

Возник такой вопросик:

Разгадали мой секрет?

Догадались вы иль нет,

Кого же нужно вам слепить?

Добрую и нежную…

(ответы детей)

Конечно – Бабу снежную.

Ведущая:

Молодцы, дети, разгадали и второй секрет Зимушки. Давайте побыстрее слепим Снежную бабу. - Выкладываем на полу снежную бабу из картона.

1c04cd3a3d8a88d2d4be0b9b2b5e0406.jpg

В  зале появляется Снежная Баба.

Снежная Баба

Я – Баба Снежная,

К ребятам нежная.

Вы слепили меня ловко.

Вместо носа – тут морковка,

Вместо глазок – угольки.

А в руках моих метелка:

Вы детишки – молодцы.

Мне, признаться, надоело

Тут одной стоять без дела.

Бабуля я не простая,

Любопытная, озорная.

А скажите мне, ребята,

Чем занимаетесь зимой?

Ведущая:

Дети не только расскажут, что они делают зимой, а еще и покажут.-Встаем у стульчиков.

Игра «Что мы делаем зимой»:

Дети:

Нам мороз не беда,

Не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на санках.

Снежная Баба: А потом?

Дети: Потом на лыжи встанем и с горы кататься станем.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют езду на лыжах.

Снежная Баба: Молодцы! А ещё?

Дети: А ещё берём коньки и бежим мы на катки.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют катание на коньках.

Снежная Баба: А потом?

Дети: Потом в снежки играем, очень метко попадаем.

Снежная Баба: Как?

Дети: А вот так!

Имитируют игру в снежки.

Баба Снежная: Я очень люблю играть в снежки! Поиграете со мной?

Ведущая: Постой Снежная Бабуля. А как детки будут играть в снежки?

Баба Снежная: Как? Как и все – руками. Вот так, берешь снег, лепишь и кидаешь. (показывает)

Ведущая: Но, на улице мороз, снег холодный, руки у детишек замерзнут. И они могут заболеть.

Баба Снежная: Ой, а об этом я и не подумала…Все, игра в снежки отменяется.

Ведущая: Вовсе нет. Дети, что нужно надеть, чтобы руки не замерзли?

Дети отвечают.

Ведущая: Да, конечно же варежки. Посмотрите, у некоторых из вас на стульчике лежит одна варежка, а вторая находится у меня. Видите, кто-то поозорничал и все варежки перепутал. Отыщите пару к своей варежке.

Игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети подбегают к ведущей и ищут пару своей варежке. Кто нашел, одевает обе варежки на руки и садится на стульчик. Игра заканчивается, когда все пары найдены.

Ведущая: Вот какие у нас дети молодцы! Все справились с заданием. А что еще одевают зимой, когда идут на улицу?

Ответы детей

Баба Снежная: Ну, все, теперь-то вы  поиграете в снежки?

Дети: Да!

Снежки – на пол и все группы по очереди играют. Последняя группа собирает.

Мальчики встают напротив девочек, им всем раздается по паре снежков.

Баба Снежная:

Молодцы, детишки, поете вы красиво и снежки бросаете ловко. А танцевать умеете?

Дети: Да!

Баба Снежная:

Повеселите меня, потанцуйте.

«Веселый танец» 

Баба Снежная:

Какие вы молодцы. И поете, и танцуете. Хорошо с вами играть и веселиться. Но, мне пора идти. Много важных дел меня ждет. Нужно Дедушке Морозу помочь. До свидания, дети. (Уходит)

Ведущая:

Интересно, какой еще секрет нам нужно разгадать. Сейчас посмотрим.

(Берет в руки снежинку, читает):

Вот и третий мой секрет:

Ну-ка дети угадайте,

Почему зимою

Ходят в белых шубках зайки?

Ответы детей.

Ведущая:

Все задания Зимы мы выполнили. Значит скоро она будет здесь. Давайте прислушаемся, может она совсем уже рядышком.

Слышно звуки метели, завывание ветра, в зале появляется Зима.

Зима

Здравствуйте, а вот и я!

Рада видеть всех ребят.

Замела в полях дорожки,

Снега сыпнула немножко

На сады и на леса,

Белым-бела вся земля.

Ведущая:

Здравствуй, Зимушка. Мы тебя очень ждали, все секреты узнали, задания выполнили.

Зима:

Молодцы, дети, порадовали меня. Я очень рада тому, что вы меня ждали, задания выполняли. А стихи про меня вы знаете?

Ведущая:

Конечно же, Зимушка, наши детки готовились к празднику, учили стихи. Дети рассказывают стихи про зиму:

1.«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

2. Иван Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

3. А.Усачев «Зимняя сказка»

Тихо-тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима.

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится

Словно звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес

Спят на елках золотые совы

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы

Как большие белые слоны.

Все меняет форму и окраску.

Гасят окна сонные дома

И зима, рассказывая сказку,

Засыпает медленно сама.

«Хоровод»

Зима:

Молодцы, детишки. Видно, что вы меня ждали, готовились. Я очень хочу поиграть с вами.

Игра «Снежный ком» (Зима предлагает стать детям в круг и достает из корзинки «снежный ком». Знакомит детей с правилами игры: пока звучит веселая музыка, дети должны передавать «снежный ком» по кругу, когда остановится, то у кого в руках окажется ком, должен спеть или затанцевать).

Ведущий и Зима:

Ты катись, снежный комочек,

Быстро-быстро по рукам.

У кого снежный комочек,

Тот станцует сейчас нам.

Зима:

Мне очень понравилось на вашем празднике, но мне пора прощаться с вами. Много чего еще нужно успеть сделать. Но, у меня для вас есть еще один сюрприз. Я ведь волшебница-Зима. Взмахну своей волшебной палочкой и сотворю чудо. Взмахивает палочкой и говорит:

Ты мети, мети, снежок

Белая метелица.

Раз, два, три,

Чудо, в гости к нам приди.

(Пока все смотрят на Зиму, ведущая незаметно ставит на стол сундучок, в котором спрятаны(нужно сделать групповую аппликацию).Достаем заготовки и забираем в группу.

Зима:

 Мне пора. До свидания!

Зима уходит, а дети на память о зиме делают групповую аппликацию.

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

22 октября 2019 в 19:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.