Тюрина Екатерина Евгеньевна, воспитатель
Проект "Зимушка-Зима" в старшей группе
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный. Сроки реализации: декабрь, январь, февраль 2016-2017г. Участники проекта: дети, воспитатели, родители Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!" Задачи: · Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. · Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий). · Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. · Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду. · Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы. · Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников. · Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой. · Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. · Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности. Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы. Ожидаемый результат: · приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища · повышение познавательной активности · усвоение необходимых знаний о зиме · формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе. . Формы реализации проекта: · Занятия. · Беседы. · Наблюдения. · Досуговая деятельность. · Игровая деятельность. · Исследовательская деятельность. · Продуктивная деятельность детей. · Чтение художественной литературы. I этап – подготовительный · Создание необходимых условий для реализации проекта. · Разработка и накопление методических материалов. · Создание развивающей среды. · Подбор художественной литературы по теме. · Разработка мероприятий. II этап – основной (практический): Дидактические игры: · «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) · «Кто что делает зимой» · «Найди по следу» · «Найди такую же снежинку» · «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) · «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах) · «Времена года» · «Узнай по описанию» · «Зимние запасы» · «Найдите и покормите зимующих птиц» · «Когда это бывает» · «Что сначала, что потом», · «Зимние виды спорта». Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевые игры:«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года» Настольно – печатные игры: «Времена года», «Зимние виды спорта» Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках». Физическое развитие: зимние виды спорта: «Лыжи», «Санный спорт», «Хоккей»
Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам. Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей», «Зимующие птицы». Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами). Беседы: · «Как живут птицы зимой», · «Встреча с зимой», · «Зима в нашем крае», · «Почему мне нравится зима». · «Как звери в лесу зимуют». · «Как зимуют домашние животные» · «Как человек помогает зимой животным в лесу». · «Почему скрипит снег?» · «Помоги птицам». · «Зачем зимой снег» · «Осторожно! Зимние травмы» · «Как заботиться о здоровье зимой». · «Откуда идёт снег» Наблюдения: · за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом) · за красотой и богатством зимних красок · за птицами · за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер. Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом. Чтение художественной литературы: · Н. Сладков «Суд над декабрём» · В. Одоевский «Мороз Иванович» · С. Иванов «Каким бывает снег» · Е. Трутнева «Первый снег» · К. Бальмонт «Снежинка» · Г.Снегирёв «Про птиц» · Н Сладков «Еловая каша» · В.Зотов «Клёст», «О птицах» · В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона» · С.Маршак «Двенадцать месяцев» · Бр.Гримм «Госпожа Метелица» · Загадки о зимних явлениях в природе · Пословицы и поговорки о зиме. Рассказывание детей по темам: · «Приметы зимы», · «Кому нужна зима», · «Если бы не было зимой снега…». · Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов Непосредственно образовательная деятельность. Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!» Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. Трудовая деятельность: · Заготовка корма для птиц · Подкармливание птиц. · Расчистка дорожек от снега во время прогулки. · С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. · Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. · Расчистка дорожек от снега. · Постройка из снега. Творческая мастерская. · Вырезывание снежинок. · Коллективная работа «Мой город зимой» · Оформление макета «Зима» · Лепка снежинки Лепка «Деревья в снегу» Лепка «Зайчик в шубке белой» Поделка «Варежки» Лепка «Снегурочка» · Рисование «Елки» · Рисование: «Зимние деревья». · Рисование : «Валенки» · Рисование «Снежинки - балеринки» · Коллективная работа «Снегири» Коллективная аппликация «Зимняя дорога»
Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза», «Синичка на ветке» Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке», «Снеговик» Слушание музыкальных произведений: «Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы..»; «Весёлая зима»; «Раз морозною зимой»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского музыка, разучивание песен. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку» Работа с родителями: · «Супер столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц. · Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой». · Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы». · Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний» · Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной» · Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке» · Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде» · Конкурс семейных новогодних поделок, · Организация выставок детских работ. Результаты проектной деятельности: · Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт; · познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; · овладели расширенным словарным запасом; · имеют представление о природе родного края; · знакомы с правилами безопасного поведения на природе; · разработаны рекомендации для родителей. III этап – заключительный. Конкурс новогодних поделок. Новогодний утренник. Открытое занятие для родителей «На помощь к Снежной Королеве» Итоговое досуговое мероприятие «Зимушка-зима» "Новогодний утренник"
. Открытое занятие для родителей «На помощь к Снежной Королеве»
Итоговое досуговое мероприятие «Зимушка-зима»
Ведущая: Сегодня у нас праздник, а праздник не совсем обычный, веселый, озорной. Мы собрались, чтобы встретить Зимушку. Дети, а вы любите зиму? За что вы ее любите? (ответы детей). А хотите, чтобы Зимушка-зима пришла к нам на праздник? Тогда давайте дружно ее позовем. Все вместе: Зима, зимушка, зима Приходи на праздник к нам! Ведущая: Не слышит Зима, далеко, наверное, она. Давайте еще раз ее позовем. Все зовут: Зима, зимушка, зима Приходи на праздник к нам! Ведущая: Не идет Зима к нам в гости. Не слышит нас. Что же делать? Придумала! Дети, давайте закроем глазки и представим, что в воздухе кружатся снежинки и тихонечко опускаются нам на ладошки. «Танец снежинок» Мы белые снежинки- Посланники Зимы. От снежной милой зимушки Мы весть вам принесли. (Отдают ведущей снежинку, к которой прикреплено послание от Зимы). Ведущая (читает): «Здравствуйте, ребятки! Напишу все по порядку. Не могу пока прийти, Задержалась я в пути. Все леса, сады и парки Нужно мне укрыть снежком. Уложить спать косолапых И все реки сковать льдом. Чтобы долго не пришлось вам ждать Нужно все мои секреты разгадать.» Первый секрет – отгадайте мои загадки. Ведущая читает детям загадки про зиму (подобрать, учитывая возраст детей). Все его зимой бояться- Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки , нос, Ведь на улице……………. мороз С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный…….. снег Дети лепят из снежка Во дворе…. ………………Снеговика Возле ёлки в новый год водят дети….. ….хоровод С неба падают зимой и кружатся надо мной Лёгкие пушинки, белые….. ………………снежинки Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нём. Нос приделали и вмиг получился… ……. снеговик Второй секрет — Слепите, дети, снежный шар, Потом поменьше парочку. Затем поставьте ком на ком И кто-то выйдет вам знаком. Глазки сделайте с угля, Из морковки носик. Ну а шляпу – из ведра. Возник такой вопросик: Разгадали мой секрет? Догадались вы иль нет, Кого же нужно вам слепить? Добрую и нежную… (ответы детей) Конечно – Бабу снежную. Ведущая: Молодцы, дети, разгадали и второй секрет Зимушки. Давайте побыстрее слепим Снежную бабу. - Выкладываем на полу снежную бабу из картона. В зале появляется Снежная Баба. Снежная Баба Я – Баба Снежная, К ребятам нежная. Вы слепили меня ловко. Вместо носа – тут морковка, Вместо глазок – угольки. А в руках моих метелка: Вы детишки – молодцы. Мне, признаться, надоело Тут одной стоять без дела. Бабуля я не простая, Любопытная, озорная. А скажите мне, ребята, Чем занимаетесь зимой? Ведущая: Дети не только расскажут, что они делают зимой, а еще и покажут.-Встаем у стульчиков. Игра «Что мы делаем зимой»: Дети: Нам мороз не беда, Не страшны нам холода. Ходим в шубах и ушанках И катаемся на санках. Снежная Баба: Как? Дети: А вот так! Имитируют езду на санках. Снежная Баба: А потом? Дети: Потом на лыжи встанем и с горы кататься станем. Снежная Баба: Как? Дети: А вот так! Имитируют езду на лыжах. Снежная Баба: Молодцы! А ещё? Дети: А ещё берём коньки и бежим мы на катки. Снежная Баба: Как? Дети: А вот так! Имитируют катание на коньках. Снежная Баба: А потом? Дети: Потом в снежки играем, очень метко попадаем. Снежная Баба: Как? Дети: А вот так! Имитируют игру в снежки. Баба Снежная: Я очень люблю играть в снежки! Поиграете со мной? Ведущая: Постой Снежная Бабуля. А как детки будут играть в снежки? Баба Снежная: Как? Как и все – руками. Вот так, берешь снег, лепишь и кидаешь. (показывает) Ведущая: Но, на улице мороз, снег холодный, руки у детишек замерзнут. И они могут заболеть. Баба Снежная: Ой, а об этом я и не подумала…Все, игра в снежки отменяется. Ведущая: Вовсе нет. Дети, что нужно надеть, чтобы руки не замерзли? Дети отвечают. Ведущая: Да, конечно же варежки. Посмотрите, у некоторых из вас на стульчике лежит одна варежка, а вторая находится у меня. Видите, кто-то поозорничал и все варежки перепутал. Отыщите пару к своей варежке. Игра «Найди пару» Под веселую музыку дети подбегают к ведущей и ищут пару своей варежке. Кто нашел, одевает обе варежки на руки и садится на стульчик. Игра заканчивается, когда все пары найдены. Ведущая: Вот какие у нас дети молодцы! Все справились с заданием. А что еще одевают зимой, когда идут на улицу? Ответы детей Баба Снежная: Ну, все, теперь-то вы поиграете в снежки? Дети: Да! Снежки – на пол и все группы по очереди играют. Последняя группа собирает. Мальчики встают напротив девочек, им всем раздается по паре снежков. Баба Снежная: Молодцы, детишки, поете вы красиво и снежки бросаете ловко. А танцевать умеете? Дети: Да! Баба Снежная: Повеселите меня, потанцуйте. «Веселый танец» Баба Снежная: Какие вы молодцы. И поете, и танцуете. Хорошо с вами играть и веселиться. Но, мне пора идти. Много важных дел меня ждет. Нужно Дедушке Морозу помочь. До свидания, дети. (Уходит) Ведущая: Интересно, какой еще секрет нам нужно разгадать. Сейчас посмотрим. (Берет в руки снежинку, читает): Вот и третий мой секрет: Ну-ка дети угадайте, Почему зимою Ходят в белых шубках зайки? Ответы детей. Ведущая: Все задания Зимы мы выполнили. Значит скоро она будет здесь. Давайте прислушаемся, может она совсем уже рядышком. Слышно звуки метели, завывание ветра, в зале появляется Зима. Зима Здравствуйте, а вот и я! Рада видеть всех ребят. Замела в полях дорожки, Снега сыпнула немножко На сады и на леса, Белым-бела вся земля. Ведущая: Здравствуй, Зимушка. Мы тебя очень ждали, все секреты узнали, задания выполнили. Зима: Молодцы, дети, порадовали меня. Я очень рада тому, что вы меня ждали, задания выполняли. А стихи про меня вы знаете? Ведущая: Конечно же, Зимушка, наши детки готовились к празднику, учили стихи. Дети рассказывают стихи про зиму: 1.«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!» 2. Иван Суриков «Детство» Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки И я на бок - хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! 3. А.Усачев «Зимняя сказка» Тихо-тихо сказку напевая, Проплывает в сумерках зима. Теплым одеялом укрывая, Землю и деревья, и дома. Над полями легкий снег кружится Словно звезды падают с небес. Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес Спят на елках золотые совы В сказочном сиянии луны. На опушке леса спят сугробы Как большие белые слоны. Все меняет форму и окраску. Гасят окна сонные дома И зима, рассказывая сказку, Засыпает медленно сама. «Хоровод» Зима: Молодцы, детишки. Видно, что вы меня ждали, готовились. Я очень хочу поиграть с вами. Игра «Снежный ком» (Зима предлагает стать детям в круг и достает из корзинки «снежный ком». Знакомит детей с правилами игры: пока звучит веселая музыка, дети должны передавать «снежный ком» по кругу, когда остановится, то у кого в руках окажется ком, должен спеть или затанцевать). Ведущий и Зима: Ты катись, снежный комочек, Быстро-быстро по рукам. У кого снежный комочек, Тот станцует сейчас нам. Зима: Мне очень понравилось на вашем празднике, но мне пора прощаться с вами. Много чего еще нужно успеть сделать. Но, у меня для вас есть еще один сюрприз. Я ведь волшебница-Зима. Взмахну своей волшебной палочкой и сотворю чудо. Взмахивает палочкой и говорит: Ты мети, мети, снежок Белая метелица. Раз, два, три, Чудо, в гости к нам приди. (Пока все смотрят на Зиму, ведущая незаметно ставит на стол сундучок, в котором спрятаны(нужно сделать групповую аппликацию).Достаем заготовки и забираем в группу. Зима: Мне пора. До свидания! Зима уходит, а дети на память о зиме делают групповую аппликацию. Заключение Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе. 22 октября 2019 в 19:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.