Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщить знания, полученные в ДОУ, закрепить заранее изученный материал.
Задачи:
1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
3. Воспитывать интерес к школе, усидчивость доброту, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие, сказка).
2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая).
3. Основной – непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, поощрение.
Методы и приемы: словесные, игровые, практические.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.
Дидактический и раздаточный материал: картинки «Животные родного края», цветик - семицветик из картона, карточки синего и красного цвета на каждого ребенка, нарисованный на листе бумаги геометрический мальчик, такие же мальчики для каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Ребята, вы уже многому научились, многое умеете и знаете, и скоро пойдете в школу, станете настоящими учениками. И у нас сегодня с вами необычная встреча. Я пригласила к нам гостей, чтобы вы показали им свои знания и умения. Пожелайте им доброго утра.
Ребята сегодня, когда я пришла утром в детский сад, то обнаружила у себя на столе письмо и вот такие лепестки от цветочка. Но я решила без вас его не открывать, давайте вскроем конверт и прочитаем это письмо.
«Здравствуйте мальчики и девочки. Меня зовут Женя. Одна волшебница подарила мне чудесный «Цветик- семицветик» и сказала, что он исполнит любое мое желание. Но чтобы им воспользоваться, необходимо выполнить задания, изображенные на нем. А я затрудняюсь это сделать. Может быть из вас найдутся ребята, которые справятся с ними?»
Воспитатель: Вот такое письмо прислала нам девочка Женя. Догадались о какой сказке идет речь? Она прислала нам цветик- семицветик с заданиями. Ребята, я даже не знаю, что делать? Справимся ли мы? Давайте попробуем, а вдруг у нас получится.
Дети: Поможем ей.
Воспитатель: Ну что, ребятки, будем выполнять задания. Сначала прикрепим на доску серединку цветка, на ней заданий нет.
Воспитатель: Ребята, как же нам определить, какой из лепестков нам взять первым?
(на лепестках цифры от 1 до 7)
(ответы детей)
Первый лепесток.
Воспитатель: Правильно, это лепесток под цифрой 1. Какого он цвета?- Красный
Здесь стихотворение. Я сейчас вам его прочитаю, а вы слушайте очень внимательно.
Носорог все дни недели
Проводил на карусели,
И смеялся Носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели,
Потому что вместе сели
Носорог, Жираф, Олень,
Слон, Слониха и Тюлень…-
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.
-В какой же день недели все звери сели на карусели? (Воскресенье)
-Сколько всего дней в неделе?
-Перечислите сейчас все дни недели.
-Какой сегодня день недели?
- Какой день идет после понедельника?
- Какой день идет перед вторником?
- Как называются выходные дни?
- Назовите части суток?
Воспитатель: А здесь игра: «Назови соседей числа» Дети выходят по одному и ставят на доску соседей чисел. Назовите соседей чисел 3, 6, 9,а теперь соседей чисел 4,5,8,2. С этим заданием справились. Лепесток с цифрой 1 можно прикрепить на доску.
Второй лепесток.
Воспитатель: Теперь какой лепесток нам нужно взять? ( под номером 2) А какого цвета второй лепесток? - Голубой
Здесь тоже стихотворение. Слушаем внимательно.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело..
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года здесь говориться?
Воспитатель: Почему вы решили, что это зима? Какие признаки зимы вы услышали? (белый снег, поле забелело, дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы) Какое сейчас время года?
Воспитатель: Назовите зимние месяцы? Какой сейчас идет месяц?
- А теперь давайте поиграем в игру «Зимние слова».
- Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.
(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).
- Молодцы! Вы были очень внимательными.
Милана, прикрепи второй лепесток на доску.
Третий лепесток.
Воспитатель: Какой лепесток надо взять следующим? (с цифрой 3) Какого он цвета? Зеленый. Садитесь за столы. Здесь нам нужно ответить на вопросы:
Воспитатель: Из чего состоит наша речь? (из предложений)
Из чего состоит предложение? (из слов)
На что делятся слова? (на слоги)
А слоги делятся на …? (звуки)
Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются, их можно тянуть)
Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: Сейчас я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, то вам надо поднять красную карточку, если согласный - то синюю. (Выполнение задания).
«а», «с», «у», «д», «о», «н», «е», «б», «и», «л»
Воспитатель: А сейчас приготовьте ваши ушки, слушайте внимательно загадки, Вам нужно определить, с какого звука начинается отгадка и придумать еще несколько слов на этот звук.
«Он большой, как мяч футбольный, если малый – все довольны. Так приятен он на вкус, называется …» (Арбуз).Давайте придумаем слова, начинающиеся на звук «а»
«Кукла, мячик и скакалка, самолетик, обезьянка и машина, и зверюшки называются …» (игрушки) Давайте придумаем слова, начинающиеся на звук «и»
«Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки…» (мышка) Придумаем слова на звук «М»
« В реках Африки живет злой зеленый пароход, кто б на встречу не проплыл, всех проглотит …» (крокодил) Слова на звук «к»
(Выполнение задания)
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Саша, теперь ты прикрепи лепесток на доску.
Четвертый лепесток.
Воспитатель: Какой лепесток будет следующим? (с цифрой 4) Какого он цвета? Голубой
Здесь – перемена. Ребята, в школе между уроками есть перемены. А что это такое? Может, кто то из вас знает, зачем нужны перемены? Что дети делают на переменах? (ответы детей) Сейчас мы с вами будем отдыхать. Послушайте загадку:
Невысокая избушка
в ней живут лиса, лягушка,
мышка, заяц, серый волк --
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь (Теремок)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Теремок». Вставайте
Физминутка «Теремок»
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Стоит в поле теремок, (руками показываем крышу домика)
На двери висит замок, (сжимаем пальцы рук в замок)
Открывает его волк -дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)
Пришел Петя-петушок, он ключом открыл замок, и зашел в теремок. (снова показываем теремок)
Физкультминутка «Солнышко лучистое»
Воспитатель: Алеша, теперь твоя очередь прикрепить лепесток. Ну что отдохнули? Перемена закончилась.
Пятый лепесток.
Воспитатель: А какой лепесток взять дальше? (с цифрой 5) Какого он цвета? Желтый
Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску (на доске висят картинки животных – волк, лев, заяц, кенгуру, белка, обезьяна, лиса, зебра, медведь, тигр, слон)
Подумайте и скажите, какие животные живут в нашей полосе?
А где обитают другие животные? В Африке, Австралии.
Где можно их увидеть у нас? В зоопарке
Каких животных называют «хищниками» и почему?
А каких животных называют травоядными и почему?
Воспитатель: Молодцы, животный мир вы знаете хорошо. Виталик, прикрепи наш лепесток.
Шестой лепесток.
Воспитатель: Какой теперь нам взять лепесток? Какая на нем цифра? (с цифрой 6) Какого он цвета? Фиолетовый
Здесь нам предлагается сыграть в игру «Скажи наоборот». Вставайте в круг.
Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение и бросить мне мячик.
Игра «Скажи наоборот»: (Высоко - низко, далеко – близко, грустный – веселый, добрый-злой, белый-черный, умный-глупый, друг-враг, жарко-холодно, можно-нельзя, бытро-медленно, день-ночь, хорошо-плохо, говорить-молчать, поднимать-опускать, трудно-легко)
Воспитатель: И с этим заданием справились, пора прикреплять лепесток. Кира, прикрепи, пожалуйста.
Седьмой лепесток.
Воспитатель: У нас остался один лепесток. Какая на нем цифра? (с цифрой 7) Какого он цвета? Оранжевый
Воспитатель: Здесь записка: «Найдите в группе необычного мальчика. Он находиться возле природного уголка, за фиалкой» Давайте посмотрим, кто там спрятался?»
Воспитатель: Скажите, почему мальчик необычный? Из каких геометрический фигур он состоит?
Давайте посчитаем, сколько здесь использовано кругов? 4
Треугольников? – 6
Прямоугольников-5?
Все ли они одинаковые? (Нет, различие по форме и цвету)
Круги какого цвета?-Желтые
Треугольники? – Красные
Прямоугольники? - Синие
Какие геометрические фигуры вы еще знаете, а здесь их нет? –Овал, квадрат, ромб.
А теперь садитесь за столы, возьмите листы бумаги. На них изображены такие же необычные мальчики, только поменьше. Посмотрите еще раз на геометрического мальчика, запомните, каким он цветом и раскрасьте мальчика также как на образце. Все запомнили? (убираю картинку)
Воспитатель: Смотрите, правильно ли у вас получилось. Можем ли мы прикрепить лепесток? Алеся, прикрепи, пожалуйста.
Подведение итога занятия.
Воспитатель: Ребята, вот мы и собрали все 7 лепестков, выполнили все задания и у нас получился самый настоящий «Цветик-семицветик» А сейчас закройте глазки и загадайте самое свое заветное желание и чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.
Ребята вам понравилось наше занятие? (да). А что больше всего
понравилось? (ответы детей). Какое задание для вас оказалось самым сложным? (ответы
детей). Спасибо вам вы все были такими внимательными, сообразительными, помогали
друг другу, поэтому и справились со всеми заданиями.